Историки выявляют очертания ХVIII века на территории современного города.
Дорожная революция, которой в этот год отмечен Челябинск, помимо всего прочего, имела тот неожиданный плюс, что дала археологам города шанс накоротке заглянуть в ХVIII век нашего города. В спешке, подгоняемые строителями, как бы досаждая им в суматохе стройки своим надуманным «баловством», будто бы задерживая истинно важное дело переноса трамвайных путей, археологи все-таки получили две недели, чтобы что-то найти и что-то понять. Найти и понять то, что без раскопок не найти и не понять.
Что дали раскопки на площади Ярославского – об этом беседа с археологом, кандидатом исторических наук, доцентом ЮУрГУ Г.Х. Самигуловым.
- Гаяз Хамитович, мы будем говорить об истории Челябинска. И, на мой взгляд, самое интересное и интригующее, самое неуловимое в этой теме – та грань, когда Челябинска еще не было, но перед самим его появлением. Я думаю, что в краеведческом музее хорошо бы иметь панораму места на берегу Миасса, где должен был возникнуть Челябинск. Если на эту точку посмотреть с какой-то высоты, например, в 1736 году, – как все выглядело? Что было и чего не было?
- Картина примерно такая. На том месте, где сейчас театр оперы и балета и бывшая табачная фабрика, судя по всему, стоял березняк. Вдоль берега, в сторону краеведческого музея, у Дворца спорта, было болото. Не зря одна из тех улиц называлась Болотной.
- Да, там были заросли камыша, где, как говорили старожилы, ловили щук.
- Там как раз утонула лошадь – история известная. Ближе к нам, у будущей крепости, – довольно высокий берег Миасса. Узкая протока через него, каменистое дно. Фактически брод. Еще к востоку, где-то между улицами Пушкина и Свободы, тек ручей. В овраге. А еще дальше – речка Игуменка. Ее название я нашел на единственной карте начала ХIХ века, на ней она обозначена как Осиновка.
- И там тоже было заболоченное место.
- Да.
- Но, может быть, тут, где быть крепости, – какая-то поляна, удобное место для остановок, хотя бы коротких?
- Это не исключено. Могло быть открытое место. Но расположение крепостей определялось, прежде всего, дорогами. Надо понимать, что и до прихода русских здесь была густая сеть дорог. А среди них – и большие дороги караванной торговли. Крепость ставилась для того, чтобы она, первое, стала перевалочным пунктом и, второе, для контроля за ситуацией.
Миасская крепость стояла на броде, который назывался Улу-Туп, или Оло-Тууп. Тевкелев ставил крепости спешно, буквально бегом. Уже конец августа. Понимает, что две крепости уже не поставить, пишет Татищеву, что будет построена одна крепость, между Миасской и Чебаркульской, в 40 верстах от той и другой. То есть он еще не знает, где она будет, Челябинская крепость. В конце концов, ставит ее ближе к Миасской. Другого места не нашел. Но тоже на дороге, пусть и не главной.
- Неужто наобум, без подсказки, без ориентира, без оценки?
- Нельзя сказать, что здесь стояла деревня Таймаса Шаимова. На карте 1736 года, еще до строительства Челябы, деревня Таймаса показана на озере Аргази. И он уходил на летние кочевья ближе к Тоболу. То есть эта территория не была кочевой. Может быть, кто-то, тот же Таймас, знал это место, но не пребывал тут долго. Выбор, скорее всего, был обусловлен высоким берегом, удобным бродом, дорогой, сосновым бором.
- Значит, в том году, если смотреть с какой-то воображаемой высоты, можно было «увидеть» три точки колонизации, три новые крепости – Чебаркульскую, Миасскую и Верхояицкую. И все?
- Была еще Кызылташская крепость. Татищев поставил ее на озере Кызылташ еще летом, в июне. Но простояла она недолго. Татищев обратился к другой идее. Началась эпопея, о которой у нас знают не много. В 1736 году кроме названных была поставлена серия крепостей севернее, по Синаре, Багаряку и Исети. Коневская крепость и другие. Это так называемая Заводская линия.
- А Кызылташская крепость была разобрана?
- Ее руины сохранились до сих пор. Она находится на территории радиоактивного «следа». Она была земляной. Как и Миасская. Как и вторая Чебаркульская. А Челябинскую крепость сделали деревянной – для скорости. Но не рубленой, а палисадом. Упрощенный вариант.
- Это как?
- Вкапывались бревна с продольными пазами, в которые вставлялись (укладывались) горизонтальные бревна с подтесанными концами. Получившуюся стену (заплот) поддерживали с внутренней стороны крепости треугольные срубы (на плане и макете первой крепости это показано). В русской традиции это называлось «город, рубленный в одну стену», в отличие от простого «заплота, забранного в столбы». А у крепостей с грунтовыми стенами из глины и дерна набивался бруствер высотой в сажень. И толщиной в сажень. Без бойниц. Но с бастионами.
- Но, согласитесь, хоть земляная, хоть деревянная, но поставить крепость – тяжелый физический труд. Тем более если аврально.
- Сколотить деревянную крепость проще. Тогда все умели работать топором. Поэтому привлекали всех, кого могли собрать. Есть информация, что Челябинская крепость была построена за неполных два месяца.
- А теперь оглянем в своем воображении территорию самого Челябинска. Место, где шли раскопки, – и есть исток города? Именно здесь надо искать рубеж, отделяющий предысторию Челябинска и его историю?
- Конечно. Мы судим со своей колокольни, с современной. Приведу пример. В ту пору люди привычно считали, что где церковь, там и кладбище. А не где-то в отдалении. И так было долго. На планах середины ХVIII века кладбища не отмечены. Поэтому когда в прошлый раз мы обнаружили здесь кладбище, это было для нас, археологов неожиданностью: кладбище – в центре поселения? Теперь мы знаем, как формировался центр. К востоку от крепости – церковь Николая-чудотворца, при церкви возникает кладбище. К югу от кладбища – провинциальная канцелярия. За кладбищем и Никольской церковью – улица. Она называлась тоже Никольской, поскольку выходила на церковную площадь. Потом между церковью и Никольской улицей возникла еще одна улица – Оренбургская (нынешняя Цвиллинга). Ситуация такая. Административный центр, торговый центр, собор (духовный центр) – все на этом пятачке. Здесь происходили основные события начальной истории города. Допустим, Пугачевское восстание. У нас – казачий бунт. Казаки вытащили воеводу Веревкина из его дома, который стоял на улице Труда, как раз там, где улица Цвиллинга упирается в улицу Труда. Оттуда казаки вытащили воеводу, вдову прокурора Гуляева, поволокли их в казачью избу. А она стояла примерно там, где теперь дом номер пять на улице Цвиллинга. Напротив – команда поручика, которая отбила казаков от пушек, их направили на казачью избу и заявили, что будут стрелять, если не отдадут воеводу. А других казаков взяли в доме воеводы, где они увлеклись грабежом имущества. Все рядом, в 50-70 метрах друг от друга.
- А еще торговые ряды, пороховой погреб…
- Судя по всему, пороховой погреб (но не первой крепости, а более поздний) и есть тот каменный погреб, который мы расчистили. Конечно, еще не все ясно, но что-то мы привязали уверенно. Планы города разных лет, к сожалению, не совмещаются. Однако сейчас мы можем уже большую часть Челябы ХVIII века нанести на план современного Челябинска и гулять по нынешнему городу, показывая, где были торговые лавки, где проходила граница кладбища, где был пороховой погреб, а где – острог.
- Значит, последние раскопки добавили информацию, уточнили сведения, имевшиеся до сих пор?
- Они не только добавили, но увязали всю информацию в единый блок. Что мы получили теперь? Угол крепости. Прежде мы знали, что крепость где-то между улицей Цвиллинга и улицей Кирова. И метались между ними. Теперь мы знаем линию. Мы уточнили границу кладбища. А граница кладбища – это граница гостиного двора. Теперь нам известно, где располагался гостиный двор. Как и его параметры.
- Вы нашли монету 1736 года?
- Мы нашли много монет. Больше двадцати.
- Кто-то только приехал и потерял новенькую монету?
- Потерял, может быть, и позже. Важно другое: монеты 1736 года на территории Челябинска мы обнаружили, по-моему, всего две. Их почему-то очень мало. Как шли раскопки? Мы нашли стену острога, что хорошо само по себе, но потом – пусто. Нет ничего. Люди работают, а пусто. Никаких находок. И мы уже заволновались по поводу крепостной стены. Она вроде бы должна уже быть, а ее нет. И вдруг во время зачистки вылетает монета 1736 года. Что всех нас успокоило: все будет нормально. Так и получилось.
- А в могилах, которые вы открыли, может быть, те самые люди, которых Тевкелев записывал в крепость?
- Да, скорее всего. Потому что это кладбище существовало до 1777 года. Это почти 40 лет. Значит, мы увидели черепа и кости детей и взрослых – первожителей крепости. Но у нас нет шансов определить, кто есть кто. В могилах никаких вещей. У многих даже крестиков нет.
- Мы говорили только о ХVIII веке. Но этот берег Миасса сохранил следы и других эпох?
- Да, работая на территории Челябинска, мы часто находим фрагменты керамики, отдельные каменные изделия, которые относятся к эпохе бронзы, к неолиту. Проблема в том, что более ранние слои культурного слоя часто были потревожены жителями ХVIII века. Поэтому наши находки обычно переотложены. То есть оказались не на своем исконном месте. Можно предположить, что здесь в разные эпохи были поселения, но на короткое время. То есть это могли быть не постоянные поселения, а сезонные – на период рыбной ловли, охоты на перелетную птицу и пр. Но точно то, что здесь люди жили во все времена.
- И, конечно, не предполагали, что на этом месте возникнет огромный мегаполис, который получит, по сути, всемирную известность.
Челяба. Начало начал
Страница: 1
Сообщений 1 страница 1 из 1
Поделиться12013-08-19 19:48:31
Страница: 1