Студенты исторического факультета Челябинского педагогического университета второй год исследуют берега озера Чебаркуль. Нынешний сезон ознаменовался открытием домов и колодцев бронзового века.
На протяжении двух месяцев в окрестностях озера Чебаркуль ребята вели раскопки под руководством начальника экспедиции – старшего научного сотрудника научной лаборатории ЧГПУ Елены Павловны Алаевой. Студенты (среди них есть и бывшие чебаркульские учащиеся) продолжали работу, начатую в 2011 году. Пытаясь найти уникальные свидетельства далекого прошлого, молодые археологи изрыли тогда более 500 квадратных метров земли. Было найдено немало интересного, в том числе фрагменты медеплавильной печи, керамической посуды, кинжалы, топоры, способные срубить березку за 15 минут.
Нынче участники экспедиции сконцентрировались на изучении структуры поселения бронзового века, археологических особенностях интерьера. Исследовали выбранную территорию – под дождем, солнцем и в облаках пыли перепахали огромный квадрат (сделали раскоп). К сожалению, его как не подающего надежды пришлось оставить в покое и заняться соседней территорией.
Кропотливая это работа – снимать лопатой тонкие слои почвы, вручную перебирать каждую горсть высохшей земли. Но только так можно не проморгать фрагменты костей, черепков и не разрушить то, что может находиться под землей.
Под землей находился городок бронзового века. Дно раскопа сплошь в «ямках» – раньше здесь были бревна-опоры, которые сгнили. Удалось добраться до «фундамента» жилища размером 9 на 16 метров. Предполагается, что в таком доме могла жить целая семейная община. А всего таких сооружений могло быть около 10: целая улица тянулась в сторону озера Чебаркуль.
Здесь 3500 лет назад жили около 150 человек – скотоводы и металлурги. Науке известно, что средняя продолжительность жизни тогдашних женщин составляла 28 лет, а мужчин – 35, стариков было очень мало. Интересно, что на данной территории пока не найдено ни одного захоронения.
Самая тяжелая работа досталась копателям колодцев, погрузившихся в землю на большую глубину. Выяснилось, что хранилища воды находись в центре жилища и имелись в каждом доме. Древние жители возводили их с двойным назначением. Они использовали как источник воды и холодильник, в котором продукты хранились дольше. Об этом свидетельствуют деревянные перекрытия-полки для продуктов и стены, выложенным кусочками плитки. Над колодцем обнаружен деревянный потолок.
Копать решили до конца, чтобы увидеть и оценить оплетку и то, что, возможно, осталось на дне. А это ни много ни мало четыре метра вниз от поверхности земли. Сам колодец имеет глубину 220 сантиметров. Найденные попутно предметы быта, бронзовые орудия для охоты и сражений отправлены в археологическую лабораторию Челябинского педагогического университета на экспертизу. Среди них есть находки, назначение которых пока непонятно.
- Чебаркульский район и окрестности одноименного озера – археологический Клондайк, – считает Елена Павловна. – Через метр все усыпано остатками материального мира древних народов. Наукой даже была выделена особо чебаркульская неолитическая культура.
Археологические памятники соседствуют с землями, прежде принадлежавшими району, ныне являющимися частной собственностью. Как гласит большой щит, здесь будет поселок под названием «Южный берег». По бронзовому поселению уже проложены две дороги, накатанные легковушками будущих строителей. Рассчитывать на то, что новый хозяин участка станет финансировать археологические работы, не приходится. Сейчас весь груз финансовых проблем лежит на университете.
- Хотелось бы еще поработать, – признается участница археологической экспедиции Настя Елисеева. – Так интересно прикоснуться руками к древней цивилизации! К тому же для студентов это хорошая практика.
Высокая историческая и культурная ценность находок заставила представителей городских и районных властей побывать на месте раскопок, прислушаться к словам ученых и присмотреться к «историческому бульону». По признанию мэра Чебаркуля Андрея Орлова, раз встал вопрос о необходимости сохранения археологических памятников, значит, придется принимать какие-то «управленческие решения». Не исключено, что в будущем на месте раскопок появится летний палаточный лагерь для гостей и желающих понаблюдать за работой археологов. Если, конечно, новостройки «Южного берега» не накроют собой весь «бронзовый век».