Археолог Станислав Григорьев считает, что зюраткульский «лось» был создан в период с 6-го до 3-го тысячелетия до нашей эры. Более точную дату поможет установить взятый спорово-пыльцевой анализ. Об этом известный ученый рассказали журналистам в ходе пресс-тура, прошедшего в минувшие выходные в окрестности озера Зюраткуль, где был обнаружен российский геоглиф.
Геоглиф – нанесенный на землю узор большого размера обнаружил в прошлом году краевед Александр Шестаков. Он в течение нескольких лет работал на строительстве и благоустройстве экологической тропы в национальном парке «Зюраткуль» и обратил внимание – трава на поляне, расположенной у подножия горного хребта растет неравномерно, а на поверхности земли заметны каменные глыбы.
Объяснить явление удалось только в 2011 году, когда краевед увидел снимки, сделанные спутником системы навигации Google, на них просматривается силуэт копытного животного, похожий на лося.
Находка Александра Шестакова стала сенсацией. Несмотря на то, что основные исследования геоглифа еще впереди, ученые уверены уже сейчас: зюратульский «лось» – это действительно древний памятник, сотворенный руками человека, а значит, пока единственный найденный геоглиф на территории России.
По мнению археолога Станислава Григорьева, памятник имеет религиозное, сакральное предназначение, это обращение к богам, о чем свидетельствует тот факт, что очертания лося во всех подробностях можно рассмотреть только с высоты птичьего полета.
Первые раскопки начались в прошлом году. В этом работы были продолжены, и результаты исследований позволили установить датировку памятника: он был создан в период с 6-го до 3-его тысячелетия до нашей эры – в эпоху неолита либо энеолита.
Ученые установили еще несколько любопытных фактов о южноуральском геоглифе, которые, правда, пока никто объяснить не может. Так, памятник намного сложнее, чем это предполагалось ранее.
- Если раньше казалось, что объект, хоть и большой по размерам, но достаточно примитивный, то есть состоит из двух линий больших камней, между которыми навалены камни меньшего диаметра, то теперь уже ясно: здесь использовались, помимо прочего, дробленые камни и формовочная глина. Зачем это делалось, пока загадка, – говорит Станислав Григорьев.
Не меньше вопросов поставили найденные орудия труда, большая часть которых это не орудия дробления камней, а мотыги, с помощью которых, возможно, снимали верхний почвенный слой и отрывали камни.
И главная загадка: где же находится стоянка древних уральцев – первобытных предков, которые строили геоглиф? Это пока тоже остается неясным.
Единственное, в чем на сегодняшний день уверены археологи, помимо датировки памятника, – что от первоначального проекта музеефикации геоглифа придется отказаться, поскольку зюраткульский «лось», по их мнению, намного интереснее, чем казалось первоначально.