Лед стаял, берег на какое-то время обнажился, и ровные симметричные линии кладки стало видно с воздуха.
Первой их запечатлела Google-съемка, ее посмотрел южноуральский краевед Александр Шестаков и полетел удостовериться с воздуха. Видео показало четкую картину линий. Археологи обнаружили огромную коллекцию артефактов – наконечники стрел, каменные орудия, но ученые в пока осторожно говорят о том, что они обнаружили.
- Это точно не жилища и не город, – говорит археолог, кандидат исторических наук Станислав Григорьев. – Похоже на поселение, но тоже не оно, аналогов этим структурам я не знаю. Без серьезных исследований ничего не определить, но в том, что разрушенные сооружения были созданы руками человека, я уверен. Мы не нашли ни одного фрагмента керамики, только каменные изделия, это сооружения VIII-V тысячелетия до нашей эры.
Станислав Григорьев больше склоняется к тому, что сооружения на прибрежном дне служили людям неким культовым комплексом, мемориалом. Потом озеро подошло к ним очень близко, затопило, и людям пришлось уйти.
Краевед Александр Шестаков называет находку городом, и предполагает, что поселенцы сами его затопили, чтобы был большой водоем для рыбы.
- После этого они расселились вдоль озера, нашли же потом вокруг 12 человеческих стоянок, – считает краевед. – По отчетам археолога Матюшина, в XII-VIII тысячелетии произошла глобальная климатическая катастрофа, люди с Ближнего Востока, спасаясь от жары, двинулись к нам на Урал, поднялись до озера Банное.
Находка на Каменном мысе тянет на сенсацию в мировой археологии, но ученое сообщество весьма скептично высказывается насчет перспектив исследования объекта в ближайшее время. Возможно, лет через 50 этому будет уделено самое пристальное внимание, говорит Григорьев, но не сегодня и даже не завтра. На серьезные исследования, различного рода спектральные анализы необходимо и серьезное финансирование, только в таком случае работа может быть выполнена качественно. Сумму ученый затруднился назвать, так как археология – это кропотливый этап за этапом.
Судя по настроению археологов, они собираются сделать вылазку на Зюраткуль. Озеро обнажает свое историческое дно только раз в году, в апреле-мае.
в- Надо выезжать туда с максимальным количеством специалистов, фотографов, топографов, чертежников, геодезистов и по максимуму использовать то, что покажет дно за это время, – говорит Станислав Григорьев. – Надо сделать план памятника, зарисовать все, зафотографировать, собрать образцы.
Перпендикулярные каменные кладки, назначение которых пока неизвестно, ученым не терпится исследовать, несмотря на отсутствие средств. Им очень хочется добавить к списку знаменитых находок Южного Урала (поселению «Аркаим», острову Веры, геоглифу) еще и Каменный мыс с донными сооружениями.
Напомним, геоглиф, по-другому – «Лось Зюраткуля», обнаружил все тот же Александр Шестаков. Потом к исследованиям подключился Станислав Григорьев. На Каменном мысе они также работают в паре.