В Музее естественной истории имени Маршалла Филда в Чикаго (США) туристы спешат к диораме с двумя африканскими львами. Уже сто лет знаменитые «львы-людоеды Цаво» – всего лишь чучела и часть музейной экспозиции. Но в конце ХIХ века они держали в ужасе и напряжении множество людей, из-за них под угрозой находился очередной грандиозный инженерный проект Британской империи. Несомненно, ажиотажный интерес к экспонатам подогрет голливудской картиной «Призрак и Тьма», но история, произошедшая в Восточной Африке и ставшая основой фильма, вполне реальна.

Железная дорога в Момбасу

К строительству железнодорожной ветки от озера Виктория до порта Момбаса британцы приступили в 1895 году.
В марте 1898 года возникла необходимость возведения моста через реку Цаво. Проект возглавил подполковник Джон Генри Паттерсон. Ирландскому офицеру инженерных войск и опытному охотнику на тигров было 32 года, и он приехал в Африку сразу после службы в Индии. Надо сказать, что из Индии же на стройку англичане привезли около 32 тысяч рабочих-кули.

Почти сразу после прибытия Паттерсона рабочие начали исчезать. Виновниками пропаж были два кенийских льва, получивших клички Призрак и Тьма. Местные племена считали этих зверей проклятием, насланным духами умерших колдунов, которые восстали против затеи белых.

В течение следующих девяти месяцев строительства львы терроризировали лагерь. Они нападали на рабочих и служащих по ночам, вытаскивая их из палаток и пожирая. Люди пытались отпугивать хищников – разжигали костры и строили ограждения из колючего кустарника вокруг лагеря. Но все меры были бесполезны – строители гибли в львиных когтях.

После очередной трагедии сотни рабочих бежали, и сооружение моста остановилось. Однако главный инженер получил из Лондона приказ: достроить мост несмотря на опасность.

Паттерсону ничего не оставалось, как объявить людоедам войну. Он использовал опыт, накопленный в охоте на тигров, – устраивал ловушки и организовывал ночные засады. После нескольких неудачных попыток инженеру наконец повезло – 9 декабря 1898 года он выследил и убил первого льва.

Три недели спустя был застрелен и второй лев. Размеры зверей впечатляют.
Один из убитых хищников от носа до кончика хвоста был длиной три метра.

Потребовалось восемь мужчин, чтобы донести тушу до лагеря.
Как только людоеды погибли, строительство возобновилось, и мост был завершен в феврале 1899 года. Шкуры львов Паттерсон использовал как напольные коврики, а позже продал их в чикагский музей за пять тысяч долларов.

Рабы на съеденье

Феномен львов Цаво оставался неизученным до 2000 года, пока сотрудники чикагского Музея естественной истории Джулиан Перерханс и Томас Гноске не провели собственное расследование. Они выдвинули вполне обоснованную гипотезу о причине превращения львов в людоедов.

Ученые выяснили, что на месте строительства моста через реку Цаво, на исконно львиной территории, с ХVI века проходил путь работорговли. Караваны, направляющиеся в Занзибар, Дарэс-Салам и Момбасу – главные центры торговли живым товаром на Восточном побережье, – регулярно переправлялись там через реку. «Черное дерево» содержали в нечеловеческих условиях, и рабы гибли тысячами. Не только трупы, но и заболевших людей, которые не могли самостоятельно идти, оставляли тут же на съедение падальщикам и хищникам, формируя у последних пристрастие к человечине.

К тому же в конце ХIХ века в регионе начался жесточайший голод и эпидемия оспы. Вся округа была усеяна телами людей из местных племен. По разным оценкам, число жертв голода достигло 80 тысяч человек. Паттерсон писал, что в окрестностях Цаво встречалось множество непогребенных человеческих останков и открытых могил.

Мелкая дичь была перебита и съедена строительными рабочими. А вспышка чумы крупного рогатого скота между 1891 и 1893 годами уничтожила буйволов, обычную добычу львов. Свою роль сыграл и отстрел слонов ради бивней.

После уменьшения популяции этих громадных млекопитающих саванна заросла кустарником и превратилась в буш, непригодный для пастбища копытных. В результате хищники стали испытывать нехватку естественной пищи, начали пожирать человеческие трупы, в которых не было недостатка, и, в конце концов, добрались до живых людей.

Аномалии черепа

Большинство львов избегают контактов с человеком. Но Призрак и Тьма перешли на рацион, состоящий исключительно из человеческого мяса. А ведь более легкую добычу обычно вынуждены искать раненые или больные животные. Так произошло и со львами Цаво.

Исследовав черепа людоедов, ученые обнаружили у них множество аномалий. Так, у первого, более крупного самца деформированы клыки и отсутствуют нижние резцы. На рентгеновском снимке видны следы серьезного нарыва на корне зуба. Кроме того, заметны неправильный прикус правого верхнего клыка и черепная асимметрия, полученная в результате травмы.

У второго льва разрушен левый коренной зуб и слегка повреждена верхняя челюсть.
Всякое давление на область сломанных зубов и воспаленных челюстей было для животных крайне болезненным и затрудняло охоту – они с трудом перегрызали горло крупной жертве.

Невооруженный же человек слабо сопротивлялся при нападении и имел гораздо более мягкую кожу, чем, скажем, буйвол. Люди, без сомнения, стали единственной посильной добычей для львов Цаво.

Количество жертв

Точное количество жертв Призрака и Тьмы долгое время было неизвестно.
Железнодорожная компания отчитывалась о 29 погибших. Паттерсон в своей книге «Людоеды Цаво» писал о 135 жертвах.
Для того чтобы выяснить, какое число людей на самом деле съели хищники, ученые из Калифорнийского университета в Санта-Круз исследовали рацион львов методом изотопного анализа. Были также взяты и изучены на содержание углевода и азота образцы зубов и шерсти самих животных.

Это позволило установить состав диеты последних трех месяцев жизни львов.
Полученные результаты подтвердили историю Паттерсона – оба льва действительно были людоедами. Братья-однопометники, они охотились вместе, но пищей друг с другом не делились.

Так, более крупный лев съел, по меньшей мере, 24 человека, а его брат – 11.
Предполагается, что именно крупный лев из-за стоматологических проблем был главным «идеологом» людоедства.
Но количество погибших исключительно съеденными исчислять нельзя.
Паттерсон писал, что львы убивали больше, чем могли съесть. Он даже подозревал, что хищники охотились на людей не только ради пропитания, но и ради удовольствия. Так что убитых львами вполне могло быть значительно больше.

Традиция людоедства

Существуют документальные подтверждения того, что нападения львов-людоедов в районе Цаво бывали и до приезда Паттерсона, они не прекратились и после уничтожения Призрака и Тьмы.

Львы из окрестностей Цаво и сегодня имеют склонность к людоедству. Джулиан Петерханс, зоолог из Музея естественной истории в Чикаго, утверждает, что львы – животные социально организованные и способные передавать поведенческие традиции от одного поколения к другому. То есть, получив подобный опыт в детстве, звери будут охотиться на человека, пока преемственность поколений не прервется.
Учитывая, что Призрак и Тьма были не единственными людоедами в регионе, а всего лишь самыми известными, и популяция этих хищников охраняется, можно предположить, что до сих пор кенийские львы Цаво сохранили пристрастие к человечине. И действительно, в Кении и соседней Танзании постоянно регистрируются случаи нападения львов на людей.

Сегодня Кения пытается вернуть чучела Призрака и Тьмы на родину. Представители Национального музея страны заявляют, что львы-людоеды Цаво – важная часть исторического наследия Африки. Конечно, это – прекрасная приманка для туристов, но гордиться тут нечем. Вина за все преступления лежит не на львах, а на людях. Людоедами животные стали из-за того, что человек бесцеремонно вторгся в среду их обитания, лишил зверей пищи и нарушил тысячелетний уклад жизни.