Благодаря космическим спутникам археологи все больше приближаются к разгадке тайн древних цивилизаций. При изучении снимков, сделанных спутниками-шпионами, начиная с 1960-х годов и вплоть до последнего времени, исследователи из Великобритании и США смогли нанести на карты древние поселения на Ближнем Востоке, в зоне Плодородного Полумесяца.
В общей сложности археологи обнаружили около 14 тысяч поселений и городищ, расположенных на территории в 23 тысячи квадратных километров на северо-востоке современной Сирии, которые существовали здесь на протяжении восьми тысячелетий. Об этом сообщается в изданных на прошлой неделе научных записках британской Национальной академии наук.
"Традиционная археология рассматривает важнейшие места обитания — дворцы или города, но склонна игнорировать небольшие поселения, находящиеся на другой стороне социального спектра, — сообщает сайт Nature News, со ссылкой на одного из соавторов публикации, археолога из Гарвардского университета Джейсона Эра (Jason Ur). — Ведь и в крупные города люди откуда-то приходили. Мы должны нанести на карту эти поселения".
Такие всесторонние карты помогают лучше понять долгосрочные тенденции в жизни городов. "Эта инновация найдет самое широкое применение в том, что дистанционное зондирование обещало археологии уже в течение нескольких лет. Теперь, конечно, это поможет сосредоточить наше внимание на большой картине", — говорит археолог из Даремского университета (Великобритания) Грэм Филип (Graham Philip).
Основанный на использовании спутника метод, называемый anthrosols, исходит из того непреложного факта, что разнообразная человеческая активность неизбежно сказывается на состоянии и свойствах верхнего слоя почвы. Он формируется как из органических отходов, так и из отходов строительной и иной человеческой деятельности. Такие почвы отличаются не только повышенным содержанием в ней органических веществ, но и более измельченной структурой, нежели целинные земли. Эту разницу как раз и подмечают снимки, сделанные из космоса.
Отныне в археологии с успехом применяется метод, которым не без успеха пользуются медики для обнаружения опухоли на клинических снимках. Процесс идентификации следов человеческого воздействия на окружающий пейзаж, представленный на обильном материале спутниковых фотографий, снятых в разное время года на протяжении минувшего полувека, осуществляется автоматически.
"Все то же самое можно проделать и невооруженным глазом, используя данные Google Earth, но наш метод позволяет избежать субъективности, благодаря спектральным кривым, которые указывают на места археологических раскопок", — говорит Джейсон Эр.
В феврале 2000 года американский "челнок" при помощи системы радаров Shuttle Radar Topography Mission (SRTM) собрал цифровые данные о земной поверхности, и в конечном счете эта информация тоже оказалась на столе у археологов и позволила им представить всю совокупность имеющихся в наличии исторических поселений. Но главное, впервые удалось не только локализовать то или иное место, но и определить его долговечность. Чем больше курган — тем дольше просуществовало поселение.
Археолог из Даремского университета и бывший наставник Джейсона Эра Тони Уилкинсон (Tony Wilkinson) убежден, что способность определять многочисленные места будущих археологических раскопок на большой территории определенно является прорывом в науке. В свою очередь, Филип предостерегает, что разрешение данных SRTM может быть слишком грубым, чтобы дать точное количество более маленьких поселений. Тем не менее, и он ожидает, что этот метод может быть с успехом использован археологами при работе в других регионах планеты.
Данный метод уже способствовал возобновлению научных дискуссий о важности воды для урбанизации. Удивительное дело, в результате этих исследований определили довольно значительную группу поселений, которые располагались не поблизости от рек. При этом археологи приводят в пример такое крупнейшее археологическое городище в Месопотамии, как Тель-Брак.
Дженнифер Пурнелль (Jennifer Pournelle), ландшафтный археолог из университета Южной Каролины в Колумбии, согласна, что эти результаты подтверждают высказанную ею ранее гипотезу. На примере поселений южного Ирака она утверждала, что ирригация — это последствие урбанизации. Это не то, что позволяет городу развиваться, а то, что сохраняет его после того, как вода исчезнет.
Госпожа Пурнелль говорит, что она планирует как можно скорее принять этот метод на вооружение, и отмечает, что он предлагает ценный способ узнать больше о территориях, особенно в тех случаях, когда они располагаются в отдаленных местах или труднодоступны из-за локальных конфликтов.